МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА "ЛИЦЕЙ № 40 ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ"

Прием в первый класс

Рейтинг

Лицей №40

Информация для родителей (законных представителей) будущих первоклассников.

Уважаемые родители (законные представители)!
По понятной причине (в связи со сложившейся обстановкой из-за распространения коронавирусной инфекции) не состоялось традиционное родительское собрание в мае, на котором обычно рассматривались все организационные вопросы. Мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы.

Вопросы.
1. Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс лицея?
2. Режим дня первоклассника в лицее.
3. Об учебниках и необходимых канцтоварах.
4. Об организации питания.
5. О форме лицеистов.

1. Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс лицея?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Общий кругозор.
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинок назвать:
* свое имя, отчество ,фамилию ;
* свой возраст и дату рождения;
* фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
* имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
* свой адрес-город/поселок/ деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру и номер домашнего телефона ( если есть);
* страну, в которой живет, ее столицу;
* основные цвета и их оттенки;
* части тела человека;
* предметы одежды, обуви, головные уборы и понимать разницу между ними;
* профессии, виды спорта;
* виды наземного, водного, воздушного транспорта;
* известные русские народные сказки;
* великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев; С.А.Есенин и др.
Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Развитие речи(русский язык, подготовка к освоению грамоты).
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой, т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
* четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
* выделять определенный звук в слове интонацией;
* определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
* произносить слова по слогам с притопами и хлопками;
* назвать слово по его порядковому номеру в предложении;
* различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
* знать разницу между гласными и согласными звуками;
* называть группу предметов обобщающим словом (посуда, звери и т.д.);
* отвечать на вопросы и уметь их задавать;
* составлять рассказ по картинке;
* последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет или только что прослушанный рассказ;
* сказать несколько предложений о заданном предмете;
* составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
* заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
* отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное- читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учить будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: "Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если.....?. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (мокрый -сухой; темный- светлый; чистый-грязный и т.д.); "угадай слово"(угадать слово по описанию ) и многие другие.

Математика.
Умение считать до 100 являются необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
* знать цифры от 0 до 9;
* уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
* уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
* понимать смысл знаков "+", "-","=", больше, меньше, уметь сравнивать числа от 0 до 10;
* уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
* уметь сравнивать количество предметов с помощью цифр;
* решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
* знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
* уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
* ориентироваться в понятиях "лево-право, вверху-внизу" ," перед", "между","за" на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из кубиков.

Моторика, подготовка руки к письму.
Будущий первоклассник должен уметь:
* правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
* складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
* закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
* проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
* писать по образцу печатные буквы;
* аккуратно вырезать из бумаги геометрические фигуры, вырезать фигуры по контору;
* лепить из пластилина, глины;
* клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки.

Чтение.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается , составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.


Окружающий мир.
Ребенку необходимо:
* различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных;
* знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
* называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
* знать названия 2-3 комнатных растений ;
* знать названия овощей, фруктов, ягод;
* иметь представление о различных природных явлениях;
* называть в правильной последовательности дни недели, месяцы, времена года, стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь ребенок, идя в первый класс:
1. Понимать и точно выполнять задания.
2. Действовать по образцу.
3. Действовать в заданном темпе, сначала под диктовку, а затем самостоятельно.
4. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны, и пр.), играть в простые спортивные игры.
9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
10. Уметь вежливо общаться с взрослыми, прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи, благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
11. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
12. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей. Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
13. Ориентироваться во времени.
14. При необходимости обращаться за медицинской помощью.


2. Режим для первоклассников в лицее:
Уроки в лицее начинаются в 08.00. Ребенок должен быть в лицее в 07.45.
1 четверть: 3 урока по 35 минут и один день в неделю-4 урока (за счет урока физической культуры). Дети освобождаются в 11.00 или 11.45. Первая четверть-период адаптации. Внеурочная деятельность вводится плавно.
2 четверть: 4 урока по 35 минут и один день в неделю- 5 уроков (за счет урока физической культуры). Прибавляются внеурочные занятия. Дети находятся в лицее примерно до 14.00-14.30, в зависимости от того, какие занятия внеурочной деятельности выбрали родители первоклассников.
Занятия внеурочной деятельности выбирают родители или законные представители ребенка.
3-4 четверть: 4урока по 40 минут и один день в неделю - 5 уроков (за счет урока физической культуры) и внеурочные занятия.
Лицей предлагает внеурочные занятия по направлениям:
- духовно-нравственное;
- спортивно- оздоровительное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
После второго урока в течение всего учебного года у детей проводится динамическая пауза, когда дети в хорошую погоду гуляют, во время плохой погоды - играют в классе.
В феврале у первоклассников дополнительные каникулы (одна неделя).


3. Об учебниках и канцтоварах.
Все учебники лицей предоставляет бесплатно.
Необходимые канцтовары: пенал, простые карандаши, синие шариковые ручки (2 штуки), счетные палочки, закладки для книг, папка для тетрадей, мешок для сменной обуви, точилка, ластик, тетради в клетку и линейку по 12 листов, обложки.
Для уроков изобразительного искусства (ИЗО) необходимо: альбом для рисования, акварельные краски 12 цветов, цветные карандаши 12 цветов, стакан-непроливайка, кисти для рисования; для уроков технологии- клей-карандаш, ножницы, пластилин, цветная бумага и картон, клеенка.
Для уроков физкультуры нужен спортивный костюм, кроссовки и футболка.

4. Об организации питания.
Первоклассники завтракают после первого урока. Каждому ребенку в сентябре оператором питания выдается карточка, на которую родители перечисляют денежные средства. В день, когда ваш ребенок питается в лицее, деньги с карточки будут списываться. Карточку ребенку носить с собой не нужно. Когда начнется обучение, у вас будет возможность участвовать в работе дегустационной комиссии из числа родителей (законных представителей).
Для получения ребенком из многодетной семьи бесплатного питания необходимо принести социальному педагогу ( Храповой Светлане Владимировне, тел.32-25-43) следующие документы: ксерокопии вашего удостоверения о том, что семья считается многодетной, ксерокопии свидетельств о рождении всех детей, копию паспорта заявителя, ксерокопии СНИЛСа ребенка и родителя (законного представителя), заявление. Если семья имеет статус малообеспеченной, то необходимо принести в лицей справку из органов социальной защиты " О признании семьи малообеспеченной", ксерокопию паспорта и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка, на которого оформляется бесплатное питание, ксерокопии СНИЛСа ребенка и родителя (законного представителя), заявление.
5.Об ученической форме.
С локальным актом лицея "Положение о школьной форме" можно ознакомиться на официальном сайте licey40.simd.ru. В лицее придерживаются чёрно-белого варианта ученической формы. Комплектации допускаются различные (сарафаны, юбки, пиджаки, брюки для девочек; костюмы, брюки+жилеты и т.д. для мальчиков).