МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА "ЛИЦЕЙ № 40 ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ"

Навигатор Абитуриента

 

Рейтинг

Лицей №40

Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов

   Работа с одарёнными детьми требует особых форм и методов. В лицее сложилась своя система работы с одаренными детьми
   1. Рациональное наполнение лицейского компонента базисного учебного плана с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
   2. Организация и проведение лицейских олимпиад. Участие в муниципальных и региональных олимпиадах.
   3. Организация и проведение интеллектуальных игр, творческих конкурсов, научно-практических конференций, спортивных соревнований, социальных проектов, коллективных творческих дел.
   Выбор форм и видов организации работы с одаренными детьми осуществляется с учетом возрастных ограничений учащихся.
   В начальной школе:
   • предметные кружки;
   • индивидуальные занятия с одаренными детьми.
   Занятия проводят учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы.
   В основной школе:
   • предметные кружки и факультативы;
   • индивидуальные занятия с одаренными детьми;
   • занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения.
   Занятия проводят учителя-предметники основной и старшей школы, преподаватели УлГУ, сотрудники научно-исследовательских институтов.
   В старшей школе:
   • факультативы;
   • научное общество учащихся;
   • индивидуальные занятия с одаренными детьми;
   • обучение в заочных школах Центра довузовского образования УлГУ;
   • занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения.
   Занятия проводят учителя-предметники старшей школы, преподаватели УлГУ, сотрудники научно-исследовательских институтов.
    Кружки и факультативы в 1-4-х и 5-8-х классах дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого лицеиста.
    Занятия с одаренными детьми проводятся в малых группах или индивидуально учителями-предметниками и специалистами высшей школы.
    Научно-исследовательская работа учащихся организована через систему научных обществ на базе предметных кафедр лицея, а также кафедр УлГУ и лабораторий научно-исследовательских институтов.
   Научно-исследовательская деятельность лицеистов направлена на формирование у них умений:
   • применять знания на практике;
   • проводить наблюдения и измерения;
   • формулировать проблему и видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент;
   • моделировать реальные объекты и процессы.
   Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недель. В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках недели готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся.
   Особая роль в работе с одаренными детьми отводится научному обществу учащихся (НОУ). НОУ – добровольное творческое формирование подростков лицея (9-11-е кл.), стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученых, педагогов, инженеров и других специалистов.
   Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:
   1) диагностика одаренности детей и подростков;
   2) раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
   3) выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.
   Высшим органом лицейского НОУ является конференция членов общества, которая проводится один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
   Руководство работой лицейского НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся – члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений. План работы научного общества учащихся может включать следующие разделы:
   1. Заседания Совета НОУ;
   2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
   3. Научно-исследовательская деятельность;
   4. Творческая деятельность.
   Работа НОУ предполагает широкое привлечение учащихся к научной, исследовательской и творческой деятельности. Однако, всегда существует ряд учащихся, которым требуется создать особые условия, чтобы они смогли проявить свою одаренность и самореализоваться. Для этого в лицее продолжает работать исследовательская группа «Солярис», которая действует в рамках авторской программы (педагог дополнительного образования И.П.Иванов), являющейся программой научно-технической направленности, образовательной областью которой является естествознание, техника, математика, физика, информатика.
   Цель программы ИТГ «Солярис» - создание полноценной, устойчивой творческой группы, предоставляющей своим членам все условия психологические, материально-технические, социальные и др. для их активной самореализации в сфере научного и технического творчества. Для реализации этой цели предоставляется возможность проводить более глубокие исследования на базе:
   • МОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ;
   • Центра нанотехнологий и материалов (НТиМ) УлГУ;
   • Лаборатории Космических исследований УлГУ;
   • Лаборатории психологии УлГУ;
   • Ульяновского филиала Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН.